Мнение экспертов


Александр Асмолов

Я люблю формулу «хочешь жить – умей учиться».

Из интервью академика Российской академии образования, директора Федерального института развития образования (ФИРО), советника ректора РАНХиГС Александра Асмолова (журналист Андрей Колесников, в беседе принял деятельное участие ректор Академии Владимир Мау).

Об образовании.

Владимир Мау: Мы все-таки сделаем шаг в направлении образования. Я думаю, мы будем больше говорить об образовании. Мне всегда очень трудно объяснить студентам, зачем мне это нужно – тот или иной предмет. Я говорю: жизнь настолько непредсказуема, что в принципе про все можно сказать, что мне это не нужно. Смысл образования только в том, чтобы получить опыт к получению и переработке знаний. Но для этого тоже нужно очень много знать. Если угодно, нужно нахвататься самых разных знаний, а дальше это каким-то путем срабатывает. Мы все равно не знаем, что из приобретенных знаний и когда понадобится. Смысл учения вообще – в тренировке мозгов, и даже неважно, на каком материале.

Александр Асмолов: Главная формула – «научить учиться». Вспомни притчу, что человечеству лучше научиться ловить рыбу, чем один раз накормить человечество рыбой. При этом только безумец может отрицать важнейшую роль собственно предметных знаний, ценность классических дисциплин, в буквальном смысле дисциплинирующих наше мышление. 

Андрей Колесников: Жизнь как непрерывное образование.

Александр Асмолов: Это redundancy. Почему сегодня во главе крупных компаний становятся «универсалы» – люди, обладающие системным мышлением благодаря полученным избыточным знаниям в разных областях. Это могут быть экономисты, выпускники факультета вычислительной математики и кибернетики, почему-то редко с мехмата – но они получают системный эффект. Не потому, что они учились адаптивному, нужному, а потому, что они были сверхадаптивны.

Ты просто готов к изменениям. Продолжая эту логику, я подготовил и показал риски слепоты к горизонтам развития. Не понимается, что образование сегодня должно ответить на вопрос: а ради чего учить? И только потом – чему, и затем – какими ресурсами. И происходит смена картины мира – от урокоцентрической картины мира Яна Коменского к персоноцентрическому миру и образованию как индустрии возможностей. Урок взломан миром неопределенности. Урок как квант уже не работает. Сегодня происходит смена миссии образования – от образования как трансляции знаний (ключевых навыков) к образованию, которое дает возможности, мотивы действия и смыслы. В прежней системе навыки идут впереди мотивации, результат – обучение как дрессура. На выходе мы получаем кота Матроскина, эффективного менеджера с набором компетенций.

Владимир Мау: Но это тоже правильно.

Александр Асмолов: Правильно ли то, что по отношению к следующим поколениям мы озабочены тем, как им стать лидерами, эффективными менеджерами, но совсем не озабочены тем, «как стать человеком». Поэтому важно, чтобы все к этому не сводилось к тренингу компетенции, к дрессуре разума. Ключевая задача образования – мотивация готовности к изменениям, компетентность обновления компетенций – это то, что мы должны получить в школе, а не только ключевые навыки.

Владимир Мау: Тут есть одна проблема. Меня крайне смущает компетентностный подход как основа образования. Во всяком случае в его нынешней интерпретации. Сейчас часто можно слышать, что главное, чему надо научиться, – это soft skills. Это умение коммуницировать, презентовать, испытывать эмпатию и т. п., что-то еще. А собственно знания, hard skills, оказываются как бы вторичны. При таком подходе получается, что и таблица умножения не нужна – вы добьетесь всего, умея коммуницировать. Наверное, кто-то может и так. Но все-таки задача образования – фундаментальные знания. Здесь главное – научить учиться. Людям свойственно увлекаться и впадать в крайности. И вот мы приходим к стандартам, в которых все меньше того, что нужно знать (грубо говоря, выучить).

Александр Асмолов: Я никогда не иду по пути компетенций. Деятельностный подход Льва Выготского и Алексея Леонтьева говорит, что мы, прежде всего, должны рассматривать образование как зону возможностей, а не набор компетенций. Вариативное образование определяется как механизм расширения возможностей личности, обеспечивающий адекватный выбор в ситуации неопределенности.

Владимир Мау: Но этого не может быть без знаний, без hard skills!

Александр Асмолов: Без hard skills этого не бывает, но их никто не отбрасывает!

Владимир Мау: Кстати, под hard я имею в виду, в том числе, и знание истории. Нам сейчас в элите больше всего не хватает знания истории. Причем это проблема не только российской элиты. Многие искренне верят, что история начинается с нынешнего поколения. Это не значит, что исторический опыт можно прямолинейно применять к настоящему, но странно его не знать. В истории вообще очень редко появляются задачи принципиально новые, никогда не имевшие прецедента в прошлом.

Александр Асмолов: Без знания истории – это когда к тебе приходит человек трех лет и уже говорит по-английски, но не может завязать шнурки, что является грустным последствием компетентностного подхода.

Владимир Мау: Да. Хотя в общем мы знаем, что когда-нибудь он их завяжет.

Александр Асмолов: Пока не научишь, не завяжет. Моя формула о самостоятельности в завязывании шнурков – к самостоянию по Пушкину, к самостоянию человека. Слава богу, мы от компетентостного подхода ушли в «дошколке».

Владимир Мау: Но сейчас его навязывают везде…

Александр Асмолов: В вузовском стандарте – да, в дошкольном – его нет.

Мною и моими коллегами разрабатывались новые стандарты «дошколки» и школы как стандарты поддержки разнообразия. На днях было совещание по профстандарту, куда меня попросили прийти. Я сказал: вы делаете чудовищные вещи – вы все свели к компетенциям, вы вернули систему Тейлора.

Мы сделали программу «Универсальные действия XXI в., результат обучения как открытие». И кто будет человеком XXI в.? Я его назвал whyer – почемучка, и лидер будущего – это режиссер конструирования возможностей. И три характеристики школы будущего: мотивация, возможности и индивидуализация. Отсюда, от владения универсальными действиями – к смысловому метапредметному познанию, к пониманию, а не знанию. Нужно смысловое образование, а не образование памяти. Самое опасное для меня – всегда привожу пример диссертации «Профориентация к шахтерским профессиям в старших группах детского сада».

Сейчас появляются дети, которые ищут свое будущее, почти обходясь без нас.

Владимир Мау: В каком смысле?

Александр Асмолов: Поясняю. Я называю их поколением Google и Yandex – они без нас все ищут, без нас – «почемучки», хотят не то, что мы хотим.

Владимир Мау: Ну это всегда так было, и без Google.

Александр Асмолов: Не в такой степени. Но раньше почемучки исчезали по Корнею Чуковскому – «от двух до пяти». Раньше для ребенка все-таки взрослый был зоной ближайшего развития (по Льву Выготскому). Сейчас для ребенка зона ближайшего развития задается детской субкультурой и миром интернета.

Владимир Мау: Зависит от родителей.

Андрей Колесников: И от социальных условий жизни.

Владимир Мау: Недавно Антон Молев, научный руководитель Лицея РАНХиГС, организовал для наших лицеистов большой интеллектуальный форум. И у нас была панельная дискуссия – Виктор Вахштайн, Сергей Зуев и я. Буквально по Тоффлеру, его статье «Будущее как образ жизни». Зуев начал свое выступление со слов: «Ребята, хотеть надо уметь». Очень хорошая формула.

Александр Асмолов: А я люблю формулу «хочешь жить – умей учиться».

Мне кажется, сейчас начались уникальные гонки – гонки за созданием образа будущего, своего рода конкурс пророков. Кстати, твоя структура называется Академией. И мне вспомнилась моя любимая фраза из пророческого произведения Айзека Азимова «Академия» – «Мы не в силах приостановить падение империи. Но мы сделаем все, чтобы уменьшить период наступающего варварства». Для меня это девиз жизни. Это гениальный девиз для Академии. Варварство – как раз и есть схлопывание разнообразия. А «Академия» в широком эволюционном смысле есть создание индустрии возможностей и, даст бог, сокращения периода варварства, периода посерения общества и схлопывания разнообразия.


  ranepa.ru

  vogazeta.ru



Возврат к списку


Читать также



14 Апреля 2017

Дордже Пенджо

Дордже Пенджо

О министерстве счастья в королевстве Бутан.

25 Февраля 2017

Михаил Прохоров

Михаил Прохоров

Нам нужно принять вызов и дать бой WADА.

20 Января 2017

Кирсан Николаевич Илюмжинов

Кирсан Николаевич Илюмжинов

Шахматы стали еще популярнее: итоги 2016 года и перспективы

22 Декабря 2016

М.Глуховский о ЧМ по шахматам

М.Глуховский о ЧМ по шахматам

Матч Карлсен-Карякин - привлек внимание




© 2010–2016 . Городской интернет-сайт ГОРОДСКОЙ НАДЗОР. Новости Москвы, места, события. Использование материалов разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам.