Мир вокруг нас


Канал им. Москвы: история и современное использование

Каждый, кто не только живет, но и хоть раз бывал в столице, слышал, а, возможно, и бывал на канале им. Москвы. 
А что мы знаем об этом грандиозном сооружении?

О соединении реки Москвы с Волгой задумывался еще император Петр Великий. Выясняя возможности строительства такого канала, монарх множество раз выезжал в Дмитров, лежащий посередине кратчайшего пути между Москвой и Волгой.

Но причиной строительства канала между городом и великой рекой послужили не только потребности судоходства. Разросшаяся к концу позапрошлого века Москва требовала все больше воды, особенно в периоды засухи.

Уже работали Ходынский, Преображенский, Андреевский и Артезианский водопроводы, потом новый Мытищинский. Вся городская сеть давала населению в сутки 3,5 млн. ведер воды, что было очень мало.

В 1917 году город стал получать воду из Рублевского водопровода, вода пошла на Воробьевы горы, центр был более-менее обеспечен, но в тот же период дала о себе знать промышленность, потреблявшая все больше и больше воды.

К началу 30-х годов Москва испытывала нехватку питьевой воды. Рублевский водопровод не мог обеспечить растущие потребности столицы. Река Москва настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля на месте нынешнего Большого Каменного моста. Вся водопроводная сеть подавала в город 15 млн. ведер воды при возросшем до 3 млн. человек населении.

И вот обратили внимание на далекую Волгу. Только эта полноводная река могла спасти растущий город от безводья. Но Волга текла за холмами, севернее Клинско-Дмитровской гряды, высота которой достигала почти шестидесяти метров над уровнем Москвы-реки. Прорыть канал подобной глубины казалось авантюрой, тем более что расстояние составляло 128 километров по прямой.

Впервые вопрос о строительстве канала Москва-Волга был поставлен на июньском пленуме ЦК ВКП(б) в 1931 году, когда обсуждался вопрос о реконструкции Москвы и городов СССР. Было вынесено решение о разработке проекта соединения Москвы-реки с Волгой.

Выбор трассы канала по принятому Дмитровскому направлению в основном зависел от рельефа местности и геологических условий. В избранном направлении имелось два характерных участка, по которым при всех обстоятельствах должна была проходить его трасса: это, во-первых, долина реки Яхромы от Дмитрова до станции Яхрома и, во-вторых, Фоминское болото, расположенное в юго-восточном направлении от станции Икша и имеющее самые низкие отметки при пересечении Клинско-Дмитровской гряды.

Применительно к этим двум опорным точкам и было проработано несколько десятков вариантов трассы канала, отличающихся друг от друга отдельными отклонениями на различных участках.

После долгих споров 20 мая 1932 г. Московский горком партии выбрал «Дмитровский» проект, это был "машинный" вариант, то есть вода поднималась на уровень 38 метров пятью каскадами насосных станций. На следующий день инженерные группы уже обозначали кольями будущую трассу.

Трасса канала должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой: расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км.

Основная рабочая сила, возводившая не виданное доселе по масштабности и важности сооружение, были так называемые «каналармейцы», как их называли в те годы.

В Борисоглебский мужской монастырь в Дмитровском районе Подмосковья привозили заключенных со всех тюрем страны. В храме был сортировочный пункт. Людей распределяли по участкам Дмитлага - так называли строительство.

По некоторым данным, на строительстве работало больше миллиона человек. Сколько из них погибло, доподлинно неизвестно. Могилами тысяч заключенных стали окрестные леса, дамбы, бетонные стены канала. Один на всех памятный крест установили на берегу несколько лет назад.

После завершения работ и пуска канала было торжественно объявлено решение: «Досрочно освободить за ударную работу на строительстве канала Москва-Волга пока 55 тысяч заключенных». Но льготы были предоставлены в основном «бытовикам». Тех же, кто был осужден по 58-й статье (измена Родине), лишили всех заработанных льгот и отправили этапом в различные лагеря: в Куйбышев, в Рыбинск, в Ухтинский лагерь.

Вскоре землекопов и бетонщиков сменили монтажники, архитекторы, художники и садоводы. Ранней весной 1937 г. канал был закончен.

23 марта 1937 г. поступило решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и канала.

Течение реки было остановлено на 3 минуты. Затем щиты были приподняты на 25 см, через узкие щели под ними вода прорывалась в нижний бьеф Волги, поддерживая нужный уровень в ее нижнем течении. Одновременно с Волгой реки Икша, Уча, Клязьма своими весенними водами заполнили будущий водяной мост канала.

Через 13 дней был отдан приказ открыть щиты бетонной плотины, чтобы пропустить на восток излишние волжские воды. 17 апреля вода наполнила все 128 км канала.

В итоге был выполнен рекордный для того времени объем работ: перемещено 154 млн. куб. м грунта, уложено 2,9 млн. куб. м бетона и железобетона, установлены металлические конструкции общим весом около 35 тыс. т.

До 1947 года канал не имел собственного имени, и этому есть основание - спешка и просчеты. Наиболее распространенное в те годы уже было, явно поспешно, присвоено Беломорско-Балтийскому каналу. Присваивать новому каналу Москва-Волга другое, менее значимое имя, считалось непозволительным. Выручил восьмисотлетний юбилей Москвы. И как подарок столице канал стал зваться ее именем.

Это до сих пор уникальное архитектурное сооружение. Построенный с перспективой на сто лет вперед, он не уступает другим искусственным и естественным водным путям. Даже сейчас, когда единая глубовая система Европы составляет 4 метра, здесь это - гарантированные 5,5 метра. Ни в России, ни за рубежом нет ни одного речного судна, которое не смогло бы пройти по каналу "Москва - Волга".

Пропускная способность канала вполне сравнима с общим объемом грузов, доставляемых в Москву железнодорожным транспортом. Сегодня канал им. Москвы работает с полной нагрузкой. 

Спустя более полувека можно сказать, что канал выполнил и продолжает выполнять возложенную на него роль: поставлять чистую воду для Москвы, служить водным путем, соединяющим столицу со всеми морями Европейской части России. Также канал стал местом отдыха и туризма для москвичей и гостей столицы.

#История_Москвы@gornadzorru


Возврат к списку

Читать также



29.03.2019

«Марсианский» вертолет

«Марсианский» вертолет

Впервые совершил испытательный полет

28.02.2019

«Панцирь-МЕ»

«Панцирь-МЕ»

Новейший корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс

18.01.2019

Мост Понте-Веккьо

Мост Понте-Веккьо

Итальянский рекордсмен - долгожитель

21.12.2018

«Илун»

«Илун»

Китайский беспилотник из композитных материалов




© 2010–2016 . Городской интернет-сайт ГОРОДСКОЙ НАДЗОР. Новости Москвы, места, события. Использование материалов разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам.